Требования к персоналу

Как правильно составить должностную инструкцию медицинской сестры по лечебной физкультуре и медицинской сестры по физиотерапии детского сада?

В штат дошкольного образовательного учреждения могут войти не только старшая медицинская сестра и диетсестра, но и медицинские сестры различных специальностей. Для составления необходимых должностных инструкций следует руководствоваться нормативно-правовыми актами регионального и местного уровней, конкретными функциональными обязанностями медработников.

Как правило, должностная инструкция состоит из нескольких разделов, в которых описываются общие положения, должностные обязанности, права и ответственность работника.

В разделе "Общие положения" следует перечислить нормативные документы, которыми должна руководствоваться в своей работе медицинская сестра и документы, которые она должна знать. Кроме того, необходимо указать требования к должности и степень подчиненности работника.

Так, медицинские сестры по лечебной физкультуре и физиотерапии относятся к младшему медицинскому персоналу, назначаются и освобождаются от должности заведующим дошкольным образовательным учреждением. Подчиняются они также заведующему детским садом и старшей медицинской сестре. На данные должности назначаются лица, имеющие среднее медицинское образование и специальную профессиональную подготовку.

В разделе "Должностные обязанности" следует зафиксировать мероприятия, которые обязаны проводить медицинские работники и документы, которые они должны разрабатывать.

Приведем примеры возможных формулировок.

Медицинская сестра по лечебной физкультуре разрабатывает:

  • схему лечебной гимнастики и комплексы физических упражнений к ним на основе современных методик по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, формированию у детей правильной осанки и предупреждению плоскостопия и т. п.

Медицинская сестра по физиотерапии проводит:

  • консультативно-просветительную работу с педагогами и родителями (законными представителями) по вопросам оздоровления детей, проведения ингаляций в домашних условиях.

Кроме того, в должностных инструкциях желательно указать мероприятия, в которых данные работники должны принимать участие: в проведении скрининг-тестирования детей, медико-педагогических совещаниях по организации оздоровления и закаливания детей и т. п.

Можно также зафиксировать обязанности по контролю.

Медицинская сестра по лечебной физкультуре контролирует: физическое состояние детей, их самочувствие в процессе занятий; режим физических нагрузок с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка; гигиенические условия проведения занятий в зале и т. п.

В разделе "Права" следует перечислить права медицинских сестер: требовать от администрации детского сада создания условий, необходимых для выполнения работы; повышать свою квалификацию, и на иные права, предусмотренные законодательством РФ.

В разделе "Ответственность" необходимо прописать возможные меры ответственности за нарушение законодательства и локальных актов школы или детского сада.

Официальный источник

  • Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (в ред. от 29.04.2008 № 200)
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.03.2003. П. 2.16

Какие требования безопасности должен соблюдать при работе медицинский персонал образовательного учреждения?

В своей деятельности медицинские работники должны руководствоваться должностными инструкциями, инструкциями по охране труда, санитарному режиму в образовательном учреждении, правилами пожарной безопасности и эксплуатационной документацией заводов-изготовителей на оборудование, установленное в помещениях медпункта.

С требованиями безопасности каждый медицинский работник знакомится во время инструктажа по охране труда. Вводный инструктаж проводится при поступлении на работу; первичный – на рабочем месте и повторный – не реже одного раза в шесть месяцев.

В случае необходимости могут проводиться внеплановый и целевой инструктажи. Факт их прохождения должен быть зафиксирован в журналах соответствующей формы и подтвержден
подписью медицинского работника.

Медицинский работник школы или детского сада должен в совершенстве владеть приемами оказания первой медицинской помощи, знать и выполнять основные требования к соблюдению режима труда и отдыха в образовательном учреждении, а также правила по обеспечению пожарной безопасности.

Необходимо знать месторасположение первичных средств тушения пожара и уметь правильно их использовать. Например, понимать, что для тушения пожара в электроустановках следует применять углекислотные и порошковые огнетушители. Также важно знать расположение эвакуационных путей и выходов из каждого здания образовательного учреждения.

В основных помещениях медпункта должна быть аптечка с медикаментами и перевязочными материалами для оказания первой медицинской помощи.

Нельзя приступать к выполнению работы (медицинского освидетельствования обучающихся, воспитанников) без проверки состояния медицинского оборудования, электрических розеток, вилок, приборов освещения; при отсутствии вентиляции, системы водоснабжения и канализации; плохом самочувствии самого медицинского работника.

Запрещено предпринимать любые действия, связанные с ремонтом электрического медицинского оборудования. Выполнять такой ремонт может только специально подготовленный электротехнический персонал.

О каждом несчастном случае, который произошел в помещении медпункта, или при оказании первой помощи пострадавшему медицинский работник должен сообщать руководителю образовательного учреждения.

Медицинский персонал образовательного учреждения обеспечивается санитарной одеждой: белым хлопчатобумажным халатом и колпаком. Перед началом смены работник должен надеть санитарную одежду, а также удобную обувь на нескользящей подошве, не вызывающую стука при ходьбе. Чтобы исключить возможность передачи инфекции, необходимо пользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания (например, стерильные многослойные марлевые повязки), а также мыть руки с применением нейтральных пережиренных сортов мыла. При контакте с пациентом желательно не находиться в зоне дыхания больного (ориентировочно 0,8–1 м от головы).

Запрещено хранить и применять препараты без этикеток, пробовать их на вкус и запах; работать с отключенной системой водоснабжения, вентиляции, канализации; без санитарной одежды и других средств защиты; принимать пищу, пользоваться косметикой и курить на рабочем месте.

В случае возникновении аварийной ситуации или ее предпосылок (срабатывание сигнализации, запах жженой изоляции, крики людей и т. п.) следует предпринять все возможное для ее предотвращения. Первые практические действия должны быть направлены на обеспечение безопасности пациентов, в первую очередь несовершеннолетних. При этом важно соблюдать меры личной безопасности.

Если предотвратить аварийную ситуацию не удалось, при ликвидации ее последствий медицинский работник должен действовать в соответствии с указаниями руководителя или представителя администрации образовательного учреждения.

Медицинский персонал должен уметь квалифицированно оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в аварийной ситуации. Вид помощи зависит от характера и тяжести повреждения.

Пострадавшего от электротравмы во всех без исключения случаях после оказания первой медицинской помощи необходимо доставить в лечебное учреждение.

При остальных видах травм пострадавший, как правило, доставляется в лечебное учреждение. Исключение составляют случаи полного сохранения нормального функционирования организма человека без признаков потери трудоспособности.

По окончании смены медицинский работник обязан привести в порядок рабочее место, вымыть руки с мылом, снять санитарную одежду и убрать ее в отведенное место. Также следует проконтролировать санитарное состояние помещений медпункта и работоспособность медицинского оборудования, приспособлений, принадлежностей. Использованные во время процедур салфетки и инструменты сдаются на санитарную обработку и дезинфекцию.

Официальный источник

  • Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 "Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"

 

Если вас заинтересовала данная статья,
вы можете оформить подписку на "Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах" >>

Вернуться на страницу выпуска 

Наши издания